Немецкий машиностроительный и сталелитейный гигант, компания Krupp известна во всем мире. О ее достижениях в тяжелом машиностроении и военной отрасли знают многие. Но вот автомобили этого бренда не слишком известны.





Основание и первый шаги

Основана компания была в 1811 году в Эссене. Она рассчитывалась для выпуска паровых машин, паровых котлов, паровозов, пароходов, колес для локомотивов и вагонов, рельс и оборудования для железных дорог. В качестве эмблемы быстро развивающегося предприятия стали три контура пересекающихся колес.




Наибольшую известность получила военная продукция сталепрокатного гиганта. Пушки Круппа и другие виды тяжелого вооружения снискали компании славу в период двух мировых войн, хотя не добавили популярности в послевоенный период. В то же время на заводах концерна выпускались и автомобили, пользовавшиеся спросом у населения.


Первый автомобиль, который создала компания, был лицензионным 5-тонным грузовиком с паровой силовой установкой, разработанным инженером Питером Штольцем (Peter Stolz). Лицензия на него концерном Friedrich Krupp AG была приобретена в 1905 году у компании Motorfahrzeugfabrik Deutschland GmbH, и с1906 года начался выпуск этих автомобилей на судовой верфи Germaniawerft, расположенной в Киле. Так было положено начало столетняя история этого автомобильного подразделения .





Период до первой мировой

Первые паровые грузовики имели две модификации — с паровыми установками от 20 до 25 л.с. и с агрегатами 30-35 л.с. Они могли работать на любом топливе — от керосина до угля. Вес грузовика составлял 3,8 тонн при грузоподъемности 3-5 тонн. Он мог разгоняться до 14 км/ч, средняя скорости передвижения составляла 8 км/ч. На одной заправке машина проходила около 100 км.


Крупп принял участие в тендере, чтобы стать поставщиком таких машин для армии Германии, но не смог его выиграть. Тем не менее выпуск грузовиков Stolz на паровых двигателях продолжался до начала первой мировой.


Зато с оружием повезло больше — через некоторое время в концерне была самостоятельно разработана артиллерийская самоходная система Friedrich Krupp AG, в которой орудие было установлено на полноприводном шасси от Daimler. В годы первой мировой войны автомобильное отделение компании переключилась на выпуск исключительно военной техники.





Развитие

После войны инженеры предприятия вновь перешли к разработке гражданской техники, и в 1919 году был создан передовой по тем временам автомобиль. Он обладал 4-циллиндровым двигателем внутреннего сгорания с нижним расположением клапанов, его мощность была 45 л.с. Грузоподъемность машины с цепной передачей составляла достаточно солидные для своего времени 4,5 тонны. Он неплохо выполнял свою работу, и его охотно приобретали под коммунальные потребности.


В 1920 году было создано подразделение KRAWA (сокращение от Fried. Krupp AG, Essen, Kraftwagenfabrik), которое через год начало выпуск небольших трехколесных автомобилей, используемых для уборки улиц. Позже это же шасси было задействовано для популярных заводских пожарных машин.


С 1924 года фирма Krawa начала выпуск грузовиков. Пионером компании стал автомобиль грузоподъемностью 1,5-тонны, оборудованный двигателем мощностью 50 л.с. В его конструкции были предусмотрены ряд новшеств того периода: коробка передач, колеса большого диаметра с пневматическими шинами, применение кардана, заменившего цепную передачу. Характерной особенностью было превращение одного из цилиндров в воздушный компрессор, чтобы накачивать шины.


На базе другого варианта, грузоподъемностью до 2 тонн, выпускались автобусы вместимостью до 25 человек и автофургоны.


С 1925 года начинается производство более мощного 5-тонного грузовика. В нем устанавливался 6-цилиндровый двигатель в 90 л.с. Также вместо цепной передачи использовался карданный привод, для тормозов применялся гидропривод. На разработанном шасси также выпускались автобусы большой вместимости. Был в конструкторском бюро компании разработан и 8 тонный образец. Однако он так и не был запущен в серию.


В конце 30-х годов 20 века мотористы Krupp разработали ряд двухтактных двигателей на 2, 3 и 4 цилиндра мощностью соответственно 45, 65 и100 л.с. Однако по результатам испытаний было решено устанавливать на машины Krupp моторы производства Junkers Motorenbau GmbH. Они был компактнее, имели большую мощность при меньшем весе, хотя и уступали крупповским в долговечности. В машинах с этими моторами на фронтальную часть автомобилей ставилась дополнительная эмблема Junkers.



С 1929 года в состав автомобильной группы Krupp вошла еще одна автомобильная фирма, Deutsche Last-Automobil-Fabrik (DAAG). В том же году конструкторами компании был разработан двигатель в 60 л.с., предназначенный для автомобилей грузоподъемностью 2 и 2,5 тонны. Несколько позже в компании по заказу армии разработали полноприводную модель грузовика L3H63, с 6- цилиндровым двигателем мощностью 100 л.с.


На выставке IAMA в Берлине был представлен гибридный 6-цилиндорвый двигатель оригинальной конструкции от Krupp, который мог работать на любом топливе — солярке, бензине, недорогих газойлевых нефтяных фракциях. Он имел мощность 110 л.с. и применялся в дальнейшем в моделях L3M42 (3-х тонном) и L5N62 (5 тонн). Благодаря уникальной системе смешивания. подгорева, повторного впрыска и поджига в многокарбюраторной системе, двигатель можно было настроить на практически любой тип топлива. Однако широкого распространения данная система не получила по двум причинам: при работе на солярке расход топлива был больше, чем у дизеля и перед началом работы двигатель необходимо было разогреть.


Также перед самой войной был разработан грузовик L8N63, грузоподъемностью 8 тонн. Он был оборудован двухблочным двигателем объемом 12.7 литра мощностью 165 л.с, что позволяло машине разгоняться до 65 км/ч.


Под руководством Адольфа Рота группа мотористов освоили серийный выпуск оппозитных двигателей различного типа, с воздушным и водяным охлаждением, а также карбюраторных моделей.


К 1937 году была выпущена партия из 700 грузовых автомобилей для вермахта, с 80-сильными дизельными двигателями. А уже к 1940 году был разработан грузовик LD3HG2 грузоподъемностью 3 тонны, оснащенный дизельным 80-сильным 4-циллиндровым мотором. Также к 1940 году был разработан 200-сильный двухтактный 8-циллиндровый двигатель с V-образным расположением. Но после вступления в войну, все мощности были переброшены на выпуск оружия. Гражданская продукция перестала выпускаться, кроме полноприводной модели грузовика L2H143 (до 1941 года).



Послевоенное производство

Еще до окончания войны руководство начало работу по спасению активов. Оборудование, которое уцелело после союзных бомбардировок, в 1944 было тайком вывезено и укрыто на территории заброшенной пивоварни в Баварии, г. Бамберг. Затем был выполнен бюрократический трюк, очень популярный среди промышленников в последний период войны: слишком известная торговая марка Krupp была перерегестрирована, и превратилась в «Южный Завод» (Sуdwerke Motoren und Lastkraftwagenbau GmbH). Это спасло компанию от конфискации после капитуляции Германии.


Автомобильная промышленность долго была в застое, оккупационные власти не давали разрешение на разворачивание производства. Предприятие занималось ремонтом старой техники или выпуском запасных частей. В 1946 году было получено разрешение на выпуск грузовиков до 4,5 тонн, с газогенераторными двигателями, а немного позже — и с карбюраторными. Выпуск моделей с дизельным двигателем долгое время был под запретом.


В стране наблюдался дефицит бензина, а расход топлива в карбюраторного двигателях был слишком высок. Поэтому инженеры вернулись к разработкам начала 1930-х, создав газогенераторный двухкарбюраторный двигатель для работы на древесном газе. Его рабочий объем составлял 7,8 литров, он развивал мощность 75 л.с. Для эпохи экономического спада такая разработка была чрезвычайно актуальной. Скорость машины на столь экзотическом для сегодняшнего дня топливе достигала 62 км./ч. Она носил новую эмблему — буквы «SW», заключенные в треугольник.



Разработчики традиционных двигателей также не опускали рук. Они создали трехциллиндровые (мощностью 70 л.с., объем 3,1 л) и четырехциллиндровые (100 л.с.) А когда контрольный совет не продлил запрет на двигатели мощнее 100 л.с., разработчики пошли на оригинальный шаг: состыковали два блока по 2 и 3 цилиндра, получив двухблочный двигатель в 190 л.с., рабочим объемом 8,7 л. У него верхняя часть (блока цилиндров и головка) получила водяное охлаждение, а нижняя охлаждалась воздухом.


В 1950 году разработка Южного Завода была триумфально представлена на выставке в Париже. Конструкторы разработали грузовой автомобиль Titan. Его грузоподъемность составляла 11 тонн, при массе самой машины 8 тонн. Его приводил в действие двигатель мощностью 190 л.с., машина предназначалась для междугородних маршрутов. Декорированный пластинами из алюминия грузовик имел современный дизайн и удобную кабину. В дальнейшем двигатель заменили на более совершенный и менее шумный, мощностью 210 л.с. А с 1951 года компания приступила к выпуску еще более мощной модели Cyklop, грузоподъемностью 13 т. До середины 1950-х это был самый мощный автомобиль из выпускаемых в Германии.



В 1950-х компания приступила к обратной передислокации своих производственных мощностей в Эссен из Барберга. На капоты машин вернулся фирменный знак Крупп. В этот же период были разработаны и запущены в производство несколько моделей грузовиков — Drache, Buffel, Eich, Widder, Mustang и другие. Они выпускались с капотным, бескапотным и полукапотным вариантами кабин. Модели этого периода оснащались 3-х или 4-х цилиндровыми дизельными двигателями собственного производства. В них начали применяться гидроусилители руля, система пневмоподвески, синхронизированные коробки передач ZF.


В 1954 году компания утвердилась на рынке сверхтяжелых грузовых автомобилей. Был выпущен 25-тонный карьерный самосвал Gigant, а в 1956 появилась еще более мощная 30 тонная модель, оборудованная уникальным комбинированным двигателем (спайка 3- и 4-цилиндровых дизелей) мощностью 270 л.с.



Закат компании

Однако в конце 1950 годов все более отчетливо начало проявляться отставание компании от конкурентов. Основной причиной этого оставалось использования двухтактных низкооборотных дизельных двигателей собственной оригинальной конструкции. Увы, они были менее долговечными, более шумными и тяжелыми, потребляли больше топлива и стоили дороже, чем у конкурентов. Руководство компании приняло решение приобрести лицензию на V-образный 6-циллиндровый двигатель американского производства. Задачей сделки было выиграть время, чтобы запустить собственные разработки.


Двигатель компании Cummins Diesel Engine, Ltd имел мощность 200 л.с. при 2600 об/мин, но по сравнению с низкооборотными двигателями Krupp у него был малый диапазон крутящего момента. Чтобы совместить его со старыми моделями, была разработана 6-ступенчатая коробка передач. С 1963 года выпуск двигателей Krupp-Cummins начался серийно, чтобы заменить старые двухтактные дизели. Разработчики планировали начать выпуск собственного 12-циллиндрового двигателя.


Однако в средине 1960-х на европейском рынке грузовиков наметился спад. После того, как в течение нескольких лет предприятие не приносило прибыль, руководство Krupp приняло решение избавиться от непрофильного отдела Krawa. В 1965 году было продано предприятие по производству автобусов. В 1968 отделение в Эссене (производитель грузовиков) досталось корпорации Daimler-Benz AG, а группа по производству самосвалов — фирме Faun-Werke. В результате компания Krawa, производившая на пике своей деятельности от 1500 до 1800 автомобилей в год, прекратила свое существование.




В настоящее время под торговой маркой Krupp выпускается один вид автомобильной техники — многоколесные автокраны, производство которых началось в 1959 году.



Автокран KRUPP KMK 7250 (250т.)

Теги

Похожие материалы

  • История возникновения компании Rotinoff

    В течении многих лет швейцарская армия использовала 10 могучих балластных тягачей Rotinoff Atlantic и Rotinoff Super Atlantic. Мало кто помнит сейчас эту марку, и тем более мало кто помнит судьбу основателя компании Rotinoff. Георгий...

  • Совтрансавто

    Советский монополист международных перевозок, на пике своего величия, один из крупнейших перевозчиков Европы, с парком в 3500 машин. Устроиться на работу к «софикам» было мечтой любого водителя грузовика Советского Союза, не говоря уже...

  • Концерн Scania – выгода и надежность

    История образования и развития автомобилестроительной компании Скания Уже более ста лет машиностроительная компания Scania производит промышленные двигатели, грузовую технику и автобусы. Филиалы этой марки успешно существуют в ста странах...

  • Компания International - взлеты и провалы американского автопрома

    Автомобильная компания International — одна из самых старых фирм по производству автотехники не только в США, но и в целом мире. Ее основателем стал механик-самоучка Сайрус Мак-Кормик (Cyrus McCormick), который занялся производством первых...

  • Применение полуприцепов в советской армии

    Во времена «холодной войны» в условиях особой секретности над активными автопоездами незаметно и упорно работали все крупные изготовители армейских грузовиков и научные институты, но большинство таких систем оставалось в опытных образцах или...

  • КАЗ — Кутаисский автомобильный завод

    Строительство завода началось в апреле 1945 года, в 1947 году завод начал выпускать запасные части к грузовикам ЗИС, в 1950 году освоил производство агрегатов — коробку передач и двигатель ЗИС-120. 18 августа 1951 года был выпущен первый...