Автомобильная компания International — одна из самых старых фирм по производству автотехники не только в США, но и в целом мире. Ее основателем стал механик-самоучка Сайрус Мак-Кормик (Cyrus McCormick), который занялся производством первых сельскохозяйственных механизмов для фермеров в далеком 1831 году.




Именно он разработал первые в Америке механизированные молотилки, жатки и другие сельскохозяйственные машины. Они пользовались огромным спросом. И в 1891 году образованная им компания «Мак-Кормик» решила объединить усилия с главным на тот момент конкурентом — фирмой Deering (Диринг). Совместное предприятие сперва носило название McCormick- Deering (Мак-Кормик-Диринг), а в 1902 году владельцы сменили название на International Harvester Company («Интернешэнел Харвест Компани»). Аббревиатурой компании стало IHC, в дальнейшем сократившись до более короткого «IH».



Начало деятельности

Получившая новое название International Harvester начала выпуск столь необходимых для сельского хозяйства страны тракторов, комбайнов, погрузчиков, а также дорожно-строительной техники, включая и бульдозеры и самосвалы. Но с первого дня деятельности главными в ее ассортименте оставались различные типы грузовых автомобилей.


Первый опыт по переводу на механическую тягу обычных фермерских телег осуществил механик компании Edward Johnson (Эдвард Джонсон) еще в 1894 году. Но образцы, пригодные для серийного выпуска, он сумел создать лишь к 1905 году. А с 1907 начало работу отделение, специализирующееся на производстве грузовиков. Оно обосновалось в штате Огайо, город Акрон. Первые его конструкции на современный манер можно было бы назвать «Грузовыми багги». Это были недорогие и достаточно прочные деревянные тележки, предназначенные для транспортировки груза в 200-300 кг и двух или трех человек. Они получили название «Модель А» и предназначались для поездок на ферму по непроходимым и неровным грунтовым дорогам.


Основой грузовой тележки была рама из пары прочных дубовых балок, на которой располагался кузов в форме ящика, изготовленный из досок. Под деревянным полом размещался 2-цилиндровый двигатель мощностью 16 лошадиных сил с воздушным охлаждением. Привод задействовал оба задних колеса при помощи бесступенчатой трансмиссии фрикционного типа и пары цепных передач, передаваемых через промежуточный вал. Колеса этой тележки также изготовлялись из дерева и снабжались массивными шинами. Для компенсации тряски в дороге колеса опирались на четыре рессоры эллиптического типа. Диаметр колес составлял 1,2-1,5 метра.



Машины модели «А» выпускались в этом виде до 1914 года. Менялась лишь мощность двигателя и его вид, а в последних моделях использовался двигатель с водяным охлаждением мощностью до 20 л.с. Грузоподъемность последних вариантов этой машины также выросла и составляла до 1 тонны.



Начало серийного производства

С 1915 года компания International приступила к выпуску классических грузовиков. Конструкторами было разработано сразу несколько моделей, получивших названия по буквам алфавита — от «H» до «L». Их грузоподъемность варьировалась от легких (от 750 кг) до самых ходовых на то время 3,5 тонны. Все машины были оборудованы легкими кабинами. Мода на установку этого элемента была введена Renault, которая выступала направляющим законодателем в конструкторских решениях. Радиатор охлаждения помещался между двигателем и водителем.


На моделях первых выпусков устанавливались бензиновые двигатели по 4-цилиндра с нижним расположением клапанов. Планетарная коробка передач обеспечивала использование 2 или 3 скоростей. Привод на задние колеса осуществлялся при помощи кардана или цепной передачи. На литых колесах со спицами крепились пневматические шины. На все машины ставились саморегулирующиеся тормоза. Для амортизации применялись полуэллиптические рессоры.


В 1921 году открыт новый завод по производству грузовиков в Спрингфилде. Его мощности помогли довести годовой выпуск машин до 7 тысяч экземпляров. В том же году был создан скоростной грузовичок Speed Truck, который был способен разгоняться до солидной для начала 20 века скорости в 50 км/ч. Грузоподъемность машины составляла 750 кг.


Выпуск машин такой конструкции осуществлялся до 1923 года. В дальнейшем компания полностью переключилась на новую серию «S» грузоподъемностью 1 тонна. Эти варианты были сконструированы по схеме, которая и сегодня считается классической. В переднюю часть машины был вынесен радиатор, а капот был сделан прямоугольной формы. От двигателя на задние колеса движение передавалось при помощи карданного привода через коническую главную передачу.


В 1925 было разработано несколько моделей грузовиков с этой компоновкой. Они рассчитывались на разную грузоподъемность — от 0,75 до 5 тонн (каждый из вариантов отличался номерным обозначением, от «21» до «103»). Наибольшим спросом у потребителей пользовалась 2-тонная модель, под номером «43». До 1927 года их было выпущено 4,7 тыс. штук. Также был востребован 3-тонный самосвал под номером «63».


В эти годы компания выпускала 11 вариантов шасси (с маркировкой «S24» — «SF46»), а также небольшими партиями изготавливались усиленные шасси «HS» для работы в тяжелых условиях, грузоподъемностью от 2,5 до 10 тонн (с цепным приводом).


Грузовые машины этого поколения оснащались 4-циллиндровами двигателями собственного производства, мощностью 40 л.с. В 1926 году был разработан более мощный 6-цилиндровый двигатель. Первым он получил «прописку» на шасси автобуса, затем начал устанавливаться на грузовиках.


Двигатели от International отличались от изделий других фирм установкой коренных шариковых подшипников и использованием верхних клапанов. Многочисленные модели грузовиков снабжались 5-ступенчатыми коробками передач, а также имели по две скорости для заднего хода.



Великая депрессия

Накануне Великой депрессии объем производства возрастал. В 1927 году он достиг 25 тыс. машин в год, в следующем — 50 тысяч. А 1929 год компания начала с производства легких развозных машин грузоподъемностью от 1 до 2,5 тонн Six Speed Special. Созданные в этот период средние грузовики серий «А4» — «А6» серийно начали выпускаться уже при депрессии. Они оснащались двигателями Waukesha и Lycoming. В 1930 году их производство составило 29 тыс. шт. Но фирма продолжала наращивать ассортимент, выпустив легкие грузовики «А1» — «А3», и тяжелые самосвалы «А7» и «А8» (до 7,5 тонн). А также тягачи класса «W».


В 1932 году компания заключила контракт с Willys, по которому под маркой IH начали производиться фургоны и пикапы небольшой грузоподъемности (до 500 кг). Это положило начало выпуску серии «С». С 1934 года эти образцы получили новый дизайн — V-образную алюминиевую облицовку радиатора и наклонное лобовое стекло. К 1936 году в этой линейке выпускалось 10 вариантов машин — от пикапа в 42 л.с. до 50-тонного грузовика с мотором в 90 л.с.


Разрабатывались и производились на заказ и другие модели. Это первый бескапотный грузовик для развозки «С 300» и 10-тонный «CS-35» с колесной формулой 6х4. В разработке этих моделей принимал участие известный автомобильный дизайнер Alexis de Sakhnoffsky (Алексей Сахновский), родом из России.


Начиная с 1936-37 годов грузовики класса «С» получили новую кабину более обтекаемой формы, объемные крылья и лобовое стекло в стиле легковых автомобилей. Их отметили новым индексом «D». Они оснащались 6-циллиндровыми двигателями и имели мощность от 78 до 114 л.с.


Еще компания разрабатывала и выпускала легкие грузовики и развозные фургоны. Мощность двигателя таких машин составляла от 33 л.с.



Предвоенные годы и период второй мировой

Удачным для компании стал 1937 год, когда она впервые выпустила более 100 тыс. автомобилей. С 1940 года были освоены модели серии «К», имеющие более современную облицовку и 6-циллиндровые двигатели нового типа «Green Diamond», выдающие мощность 73-80 л.с. при рабочем объеме 3,5-3,8 литра.


В 1941 году International Harvester заняла 3 место в США по выпуску грузовых авто и официально отметила производство миллионного автомобиля.


В военное время компания занималась выпуском многоцелевых унифицированных машин — грузопассажирских пикапов, шасси, различных вариантов 2,5-тонных грузовиков, 5-тонных седельных тягачей. Также она выполняла заказ по производству гусеничных тягачей и полугусеничных бронетранспортеров.



Послевоенные годы

Разработанные в 1942 году машины серии «К» начали выпускаться только после войны, в 1946 году. В этом ряду было 22 модели, от пикапов до полноприводных трехосных грузовиков. Среди них самыми интересными специалисты считают 6-8 тонные модели с двигателями Red Diamond объемом от 5,9 до 7,4 литра и мощностью 120-134 л.с. (6-цилиндровые, верхнеклапанные). Они отличаются открывающимися вверх боковинами капота. А вариант «KB» образца 1947 года считается прототипом популярного советского ЗИС-150.



В то же время на заводе в Эмервилле, Калифорния, началось производство магистральных тягачей серии «W» (модели 3042 и 6564), предназначенных для перевозки автопоездов массой до 40,5 тонн.


Серия «КВ» перестала выпускаться в 1950 году. И с этого времени компания утратила собственный стиль грузовиков. В бесплодных поисках найти подходящее решение она меняла внешний вид машин каждые 2-3 года. Среди удачных решений нужно отметить серию «L» (87 моделей), частично оснащенную двигателями на сжиженном газе. С 1953 года фирма выпустила серию «R», Roadliner. Она отличалась более вместительной кабиной и измененной решеткой радиатора — с четырьмя широкими накладками.


Затем было выпущено несколько переходных вариантов, но все они были достаточно невыразительны. В 60-х годах появились несколько модификаций — фургон «Metro SN», грузопассажирский Travelall и его грузовой аналог Travelette, бескапотные тягачи LCFD, Sightliner и Transtar. В конце 60-х International Harvester окончательно сформировала основы своей линейки грузовой техники.



Расцвет

Популярная серия «Star», которая вернула славу компании, появилась в 1962 году. Ее первым образцом был капотный грузовик Loadstar. Именно его облик стал визитной карточкой машин от International. Первый из серии, Loadstar-1600, был оборудован двигателем типа V8, мощностью 193 лошадиные силы и 4-ступенчатой КПП. За ним появились другие модели — Fleetstar, Trenstar, DC400, Cargostar.


Компания начала разрабатывать специальные шасси грузоподъемностью до 15 тонн, предназначенные для работы на нефтепромыслах. Их оснащали дизельными двигателями мощностью до 560 л.с., типа V12 и V16.


Также в 1964 году был создан филиал International & Hough, который специализировался на создании внедорожных самосвалов Pay Hauler грузоподъемностью до 50 тонн и мощных тягачей. Компания имела огромные финансовые возможности. Это позволило ей участвовать в управлении нескольких европейских, канадских, австралийских, мексиканских, южно-африканских и бразильских филиалов. 70-е были периодом расцвета предприятия. В эти годы было создано 75 опытных и серийных образцов.


Первоначально на все модели устанавливались двигатели производства International. Но постепенно их заменяли на дизельные двигатели компаний Cummins, Caterpillar, Detroit Diesel. Также на них устанавливались двухконтурные пневматические тормоза, механические и автоматические КПП.



Эта серия начиналась с универсальных джипов Scout, 4х2 и 4х4, усовершенствованных 5-дверных Travelall мощностью 141-172 л.с. Также в нее входили грузовики Loadstar-1600 и Loadstar-1890 с колесными формулами 4х2, 4х4 и 6х4. В них использовались различные типы двигателей, работающих на газе, бензине и дизтопливе, мощностью от 110 до 200 л.с. На них устанавливались автоматические и механические КПП. Грузовики серии Fleetstar производились с 8 типами дизельных двигателей, мощностью от 218 до 335 л.с. Также в нее входили седельные тягачи Trenstar- 4270 и Trenstar-4370, предназначенные для работы с автопоездами весом до 25 тонн.


Кроме этого, была запущена серия Cargostar, в которую включались разъездные грузовики с полной массой от 7,7 до 20,2 тонн. Они оснащались двигателями 15 разных типов. Строительные шасси Paystar-5000 массой до 30 тонн с алюминиевой кабиной выпускались с 1973 года. Для них были созданы 22 типа двигателей мощностью от 200 до 370 л.с. и КПП с количеством передач от 5 до 16 (а также дополнительными коробками, увеличивающими количество передач до 64). Партия бетоносмесителей на базе Paystar была поставлена в 1974 году в СССР. Они использовались на строительстве системы оросительных каналов.


С 1973 года выпускался тягач для автопоездов 36,3 тонн Trenstar II с дизелем мощностью 290-400 л.с. С 1975 он выходил под индексом СО-4100. А с 1980 он был оборудован более комфортабельной кабиной. Тягач Union Star CO-7044 был снабжен системой автоматического подключения переднего моста.



Непредвиденные финансовые трудности

Но с 80-х годов начались проблемы с финансированием. Руководство отказалось от небольших грузовиков, сконцентрировавшись на большегрузной технике. Завод по выпуску моделей Scout в Форт Уэйне было решено временно закрыть. Компания пыталась переходить на другие методы торговли и продавать машины в виде набора деталей. Не увенчалась успехом попытка ввести фирму в концерн IVECO. Ни один из предложенных подходов не спас положение. И в 1982 году International Harvester полностью прекратила производство машин на территории США.


Лишь с 1983 года федеральное правительство оказало помощь в восстановлении производства, и выпуск машин возобновился под лозунгом «Мы не сдаемся, а продолжаем идти вперед». Снова начат выпуск слегка модернизированных моделей серии «S».


Чуть позже начали появляться новинки — строительные шасси Paystar 8х4, магистральные тягачи Transtar-4300, развозные фургоны Cargostar CO-1750B, шасси для мусоровозов.


Но сокращение производства продолжалось. С 1984 года компания перестала оснащать машины бензиновыми двигателями. В 1986 был ликвидирован отдел дорожно-строительной техники, а подразделение по выпуску сельскохозяйственной техники (с которой начиналась фирма) перешло к Tenneco.



Возрождение

Вскоре было решено переименовать подразделение по выпуску грузовиков. Одна из маркетинговых фирм предложила сменить название на Navistar International. Расчет был на то, что в названии заключено слово «Star», которое присутствует в большинстве названий грузовиков и передает общий смысл термина «Путеводная звезда». Логотип «International» стал торговой маркой продукции. Головной завод разместился в Спрингсфилде, а офис дирекции — в Чикаго.


Техническую сторону производства удалось сохранить благодаря модели Paystar-5000, которая выпускалась практически без перерывов. Неплохо показал себя и тягач для автопоездов Transtar-4300, способный управляться с автопоездами массой до 54,5 тонны. Магистральные тягачи стали оснащаться кабинами высшего качества Eagle — оборудованные парой спальных мест в двух уровнях, блоком туалета, а также такими удобствами, как телевизор, холодильник, откидной столик, шкаф для одежды и емкость для запаса воды.


С 1988 года компания приступила к выпуску бескапотных тягачей. Был представлен в новом исполнении заслуживший признание Transtar II c маркировку «9700». А классический капотный Transtar получил хромированную облицовку радиатора, две пары фар друг над другом и новое название — International-9300 Classic Eagle. Эта модель по-новому была оборудована спальным отсеком, длиной до 1830 мм и шириной 2400 мм.


С 1993 года налажен к выпуску новой гаммы тягачей класса 9000, в которую вошли модели 9200, 9400 и 9900. Обладая моторами мощностью до 600 л.с., они предназначены для работы с автопоездами массой до 63,6 тонн. Достоинствами машин стала отделка кабины и оборудование спальных отсеков высшего качества Hi-Rise Pro Sleeper или Sky-Rise. А выпускавшийся с 1996 года International 9800 для буксировки автопоездов в 44,5 тонн был оснащен двигателем до 435 л.с., имел колесную формулу 6х4 и был оборудован спальным отсеком Pro Sleeper.


Выпускает производство для фургонов моделей «1000» и «3000». К концу 90-х компания создавала 30 моделей автомобилей, по конечному результату больше 100 тыс. штук в год. Она заняла одно из первых мест в мире по выпуску тяжелых грузовиков. На протяжении 2002-2007 годов показывала ежегодный уверенный рост производства.


С 2007 года производится для армии бронеавтомобиль под маркой International MaxxPro, предназначенный для бригад морской пехоты. Военные контракты на 2007 год составили 2,7 млрд. долларов, то есть 4471 единиц техники, включая 1500 бронеавтомобилей.



Биржевая история

До 2006 года Navistar входила в список 500 крупнейших предприятий США, ее акции активно торговались на фондовой бирже Нью-Йорка и принимались во внимание при расчете индекса S&P 500.


Но в 2006 году аудиторы отказались вносить в отчетность компании поправки, которые снижали на 2 млрд. долларов чистые активы. Поэтому аудиторские фирмы Deloitte and Touche отказались продолжать работу с концерном. В результате фирма не прошла аудиторскую проверку за 2005 год, и ее акции согласно существующим правилам были временно отстранены от участия в биржевых торгах.


А с учетом того, что руководство Navistar отказалось продолжать сотрудничать и идти на уступки, в декабре 2006 ее акции были сняты с торгов и полностью исключены из биржевого реестра. Для одной из крупнейших мировых компаний, общий оборот которой составляет около 12 млрд. долларов, это исключительное событие.


Несмотря на исключение акций из реестра, фирма остается публичной. Но ее акции котируются лишь во внебиржевой системе торговли, по принципу «розовых листков». И котировки ее акций после кризиса 2008 года выросли в цене в 4 раза, за счет заключения новых военных заказов.


По состоянию на 2010-е годы, она была единственным производителем грузовой техники, имеющим представительство и собственного дилера в России.


Сборка бескапотных моделей International 9800i (бескапотные тягачи) осуществляется ООО «Гудвил Холдинг» недалеко от Санкт-Петербурга, в городе Пушкин. Это предприятие стало первой в России (и в Старом Свете вообще) линией, занимающей сборкой американских грузовиков.


Отечественные пользователи-дальнобойщики оставляют об эксплуатационных и потребительских качествах машин не самые восторженные отзывы.



Теги

Похожие материалы

  • Немецкие грузовики Второй мировой: MAN, Borgward, Mercedes-Benz и не только.

    Широкая публика не так много знает об армейских грузовиках Третьего рейха. Более-менее известен в России Opel Blitz, но этой машиной модельный ряд Вермахта вовсе не исчерпывается. В этой статье рассказываем о множестве малоизвестных...

  • Грузовики, лёгкие коммерческие и спецтехника в Америке

    В этом посте речь пойдет о грузовом автотранспорте Америки. Даже представить себе не мог насколько отличается спецтехника Америки от той, что мы видим на наших дорогах. Грузовики в США удивляют своим разнообразием, некоторые виды настолько...

  • Голландцы помогут улучшить КамАЗы

    Предприятие челнинского автогиганта посетила делегация из Нидерландов Как рассказали в пресс-центре ПАО «КАМАЗ», крупнейшего российского производителя грузовиков с рабочим визитом посетили специалисты голландской инжиниринговой компании...

  • Hino планирует построить в подмосковье завод

    Власти Подмосковья намерены содействовать японской компании «Hino», которая собирается разместить производство грузовых автомобилей в регионе, сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев в понедельник. «Для нас большая...

  • История возникновения компании Rotinoff

    В течении многих лет швейцарская армия использовала 10 могучих балластных тягачей Rotinoff Atlantic и Rotinoff Super Atlantic. Мало кто помнит сейчас эту марку, и тем более мало кто помнит судьбу основателя компании Rotinoff. Георгий...

  • Тонар-45251

    Машиностроительный завод «Тонар» расширяет линейку капотных автомобилей большой грузоподъемности. Конструкторы подмосковного предприятия создали новый технологический самосвал Тонар-45251 с двухместной кабиной. Грузовик капотной компоновки...