Маршрутные автобусы стали неотъемлемой и важной частью транспортного комплекса российской столицы. Поэтому столь важна степень удовлетворенности московских пассажиров услугами, предоставляемыми этим видом автоперевозок




В настоящее время в столице России, помимо автобусов, троллейбусов и трамваев, находящихся на эксплуатации в «Мосгортрансе», работает свыше 70 частных автотранспортных компаний, на долю которых приходится солидный объем пассажирских перевозок.

НЕУМОЛИМАЯ СТАТИСТИКА

Большинство опрошенных пассажиров маршрутных автобусов, или, как их называют в народе, маршруток, часто пользуются этим видом транспорта, что позволяет говорить об их высокой осведомленности состоянием этого вида перевозок в Москве.

В Москве работает свыше 70 частных автотранспортных компаний, выполняющих маршрутные перевозки
В рамках исследования методом личных формализованных интервью удалось опросить 1000 респондентов, мужчин и женщин в возрасте 18 лет и старше, которые совершают поездки на маршрутках не реже 1 раза в месяц.

Так, 62 % опрошенных москвичей пользуются столичными маршрутками не реже нескольких раз в неделю. Чаще других маршрутками в Москве пользуются женщины и пассажиры в возрасте от 18 до 44 лет.

Результаты исследования говорят о низкой удовлетворенности паcсажиров маршрутными автобусами в Москве. В среднем только каждый третий пассажир московской маршрутки (36 %) в той или иной степени удовлетворен условиями проезда на этом виде общественного транспорта.

При этом меньше всего пассажиры удовлетворены стоимостью проезда (уровнем тарифов и наличием льгот) и информированием пассажиров о маршрутах (указатели на остановках, информация в салоне — 32 % и 29 % соответственно). Меньше половины (41 %) москвичей удовлетворены удобством, безопасностью и комфортом в салоне маршруток. Чуть более трети пассажиров (39 %) удовлетворены внутренним и внешним видом салона маршрутки.

Как часто москвичи пользуются маршрутными такси ( %)
Лишь 37 % пассажиров заявили о своей удовлетворенности такими параметрами, характеризующими качество работы водителя, как соблюдение правил ПДД, знание русского языка и вежливость водителя. Также лишь 37 % пассажиров московских маршруток удовлетворены движением этого вида транспорта (удобством маршрутов, частотой движения и безопасностью движения).

Больше половины респондентов (67 %) заявили, что их не устраивает текущая ситуация с пассажирскими перевозками на маршрутках в Москве. Большинство из них (79 %) при этом обеспокоены проблемой безопасности во время движения. 61 % пассажиров считают, что частные маршрутки не приспособлены для перевозки льготных и маломобильных категорий граждан. Об отсутствии комфортных условий проезда заявили 59 % граждан. Чуть больше половины (52 %) отметили высокую стоимость проезда. По мнению 43 %, происходит криминализация частных перевозчиков.

Кроме того, 70 % пассажиров маршруток поддерживают идею реформирования системы маршрутных пассажирских перевозок в Москве. Респондентам было предложено сравнить услуги частных маршруток с транспортом, принадлежащим городу (с автобусами и городскими маршрутками). При этом выяснилось, что транспорт, принадлежащий городу, пользуется большим уважением пассажиров. Так, 86 % москвичей считают городские маршрутки более безопасными, нежели частные.

Безопасность движения, удобство маршрутов и частота движения городских маршруток устраивают 72 % респондентов, тогда как частные перевозки по этим параметрам удовлетворяют лишь 28 % опрошенных. 88 % пассажиров больше удовлетворены работой водителей городских маршруток, в то время как водители частного транспорта больше устраивают только остальные 12 %.

Сравнение удовлетворенности пассажиров различными показателями проезда на маршрутке в Москве ( %)
Необходимо отметить, что портрет поддерживающих эти меры полностью совпадает с портретом среднестатистического пассажира маршрутки в Москве.

Большинство пассажиров маршруток (80 %) считают привлекательной для себя идею введения единой тарифной ставки для всех видов общественного транспорта. Столько же пассажиров выступают за идею введения универсальной платежной карты для всех видов общественного транспорта. Чуть ниже число тех, кому интересна и привлекательны идея внедрения льготного проезда на маршрутках и идея замены существующих типов маршруток новыми комфортабельными автобусами (77 % и 78 % соответственно).

Столичные пассажиры готовы отказаться от услуг частных извозчиков и пересесть на маршрутки, принадлежащие городской администрации. Подобные настроения вызваны высокой степенью неудовлетворенности пассажиров условиями перевозки, не отвечающими основным требованиям безопасности и комфортного передвижения по городу, которые к ним предъявляют пассажиры.

Сравнение различных видов общественного транспорта: городских и частных маршруток Москвы
Пассажиры могли бы отказаться от частных маршруток в пользу городских в случае сокращения интервалов ожидания транспорта — так ответили 72 % москвичей. Вторым фактором отказа от частников послужила возможность оплачивать проезд билетами городского меню (ТАТ, «Единый», «Тройка», «90 минут»), об этом заявили 52 % пассажиров.

В октябре прошлого года столичные власти планировали ввести единую систему управления городским наземным транспортом. Это могло бы снизить стоимость проезда в городских маршрутках на 40 %.

ЗА НОВЫЕ СТАНДАРТЫ

Значительный интерес представляют исследования, проведенные с помощью мобильного приложения «Активный гражданин», благодаря которому проведено голосование, посвященное вопросу изменений в работе частных столичных маршруток. Мнение пользователей приложения будет учитываться при проведении реформы наземного городского транспорта в нынешнем году. Одной из целей этой реформы является перевод работы частных перевозчиков на государственные контракты. В результате появятся четкие требования к работе этих перевозчиков — оплате гражданами проезда, планированию маршрутов и другим аспектам. Проект постановления правительства Москвы, в котором будут четко сформулированы эти требования, в данный момент уже практически разработан департаментом транспорта и транспортной инфраструктуры.

Голосование в приложении «Активный гражданин», запущенном при поддержке мэра Москвы, помогло департаменту транспорта и связи столицы понять потребности самих пользователей городского наземного транспорта. Выяснилось, что москвичам не хватает возможности оплатить проезд на маршрутке с помощью уже привычных городских билетов — за это высказались 27,3 % голосовавших. Кроме того, 20,2 % участников опроса считают, что пенсионерам, студентам и школьникам необходимо предоставить льготы при оплате проезда. Многих москвичей не устраивает уровень профессионализма работников частного наземного транспорта: 14,8 % проголосовали за введение единых стандартов для водителей и контролеров.

При этом большинство москвичей удовлетворены тем, как выстроены маршруты движения наземного транспорта, использование микроавтобусов и возможность оплатить проезд в салоне маршрутки.

Проект «Активный гражданин» возник еще в мае 2014 года. Мобильное приложение позволило москвичам установить обратную связь с правительством Москвы, объяснить, какие меры они поддерживают, а какие их не устраивают. Перспективное начинание, бесспорно, окажет положительное влияние на маршрутные перевозки в столице.

ЖАЛОБЫ ДОЙДУТ ДО АДРЕСАТА

Москвичи смогут пожаловаться на водителей автобусов и маршруток.

Одной из целей реформы транспорта столицы является перевод работы частных перевозчиков на государственные контракты
Как рассказала заместитель руководителя аппарата мэра и правительства Москвы Наталья Катаева, такая функция осенью должна появиться на новом жалобном портале города, который объединит существующие doroga.mos.ru, gorod.mos.ru и dom.mos.ru. Среди новых функций портала — жалобы на хамов — водителей общественного транспорта. В пресс-службе аппарата мэра уточнили, что москвичи смогут оценить работу водителей, однако власти не обязаны будут реагировать на эти жалобы в течение восьми дней, как на сообщения о дорожных ямах. Это будет скорее рейтинг с оценками для сведения транспортных компаний.

«Мосгортранс» разработал требования к водителям на частных маршрутах. Так, им запретят есть на рабочем месте, опаздывать на остановку более чем на 5,5 минут, неэтично себя вести и слишком сильно выражать эмоции.

Исполнительный директор «Московского транспортного союза» Юрий Свешников отметил, что на неправомерные действия водителей уже сегодня можно пожаловаться в департамент транспорта, в ГКУ «Организатор перевозок» или в «Мосгортранс». Что касается частных компаний, то во всех маршрутках размещена информация о телефонах руководства транспортного предприятия. По словам Юрия Свешникова, с жалобами на поведение водителей пассажиры обращаются и в Московский транспортный союз. Чаще всего обращаются по поводу хамства, громкой музыки, разговоров по телефону. Пассажиров также возмущает, когда водитель проезжает остановку или не дает сдачу.

Столичные пассажиры готовы отказаться от услуг частных извозчиков и пересесть на городские маршрутки
Свешников добавил, что онлайн-жалобы на водителей руководство транспортных компаний, скорее всего, будут тщательно отслеживать.

Но здесь надо учитывать, что новым интернет-сервисом могут воспользоваться и недобросовестные конкуренты, и пассажиры, которые сами спровоцировали скандал, например, попросили остановиться в запрещенном месте, отметил Ю. Свешников. По его словам, сотрудники союза будут разбирать и жалобы, поступающие с московского портала. Желательно, чтобы пассажир указал номер маршрута, место инцидента, время и факт события. Оптимально, чтобы москвичи запомнили еще и государственный номер автобуса. Водители, на которых жалуются систематически, получат выговор, в крайнем случае их уволят.

Эксперты общественной организации «Город и транспорт» полагают, что для объективности лучше всего составить рейтинг водителей в баллах, без комментариев. По их мнению, с хамством в рейсовых автобусах и маршрутках сложно бороться, а сами работодатели подчас не могут отследить жалобы на определенного водителя, сложно понять, носят они случайный или регулярный характер.

Москвичи смогут пожаловаться на водителей автобусов и маршруток
Открытый рейтинг, где каждый пользователь имеет один голос, очень показателен. Он исключает личную неприязнь и дает объективную картину. Сами водители могут заходить на сайт и видеть, часто ли на них жалуются, подчеркивают эксперты.

ПО ПУТИ РЕФОРМИРОВАНИЯ

Правительство Москвы хочет сделать проезд в общественном транспорте более комфортным. Как альтернативу маршруткам в столице планируют ввести в эксплуатацию комфортабельные автобусы. Планируется, что уже к концу 2015 года с улиц Москвы почти полностью исчезнут привычные маршрутки. Вместо них частным перевозчикам придется использовать новые современные автобусы. Новая модель управления коммерческими перевозками столичных властей подразумевает, что проезд у частных компаний подешевеет, уровень комфорта и безопасности пассажиров значительно возрастет. Власти уверены, что от новых условий работы выиграют и сами перевозчики.

Перемены призваны сделать ее более цивилизованной. Все изменения будут наглядно видны уже к концу текущего года, и, по уверениям столичных властей, крупные перевозчики сами не против перейти на иные схемы работы.

Ключевым новшеством новой системы станет переход частных перевозчиков на совершенно другую схему работы, которая подразумевает заключение с городом пятилетних контрактов, по которым соблюдающие правила перевозчики получат гарантированный доход вне зависимости от загрузки своего транспорта. Власти таким образом хотят создать в Москве единое правовое поле для частных перевозчиков с едиными же требованиями к качеству их услуг.

Вместо маршруток марки «ГАЗель», Ford Transit, Mercedes-Benz Sprinter и других частные компании в недалеком будущем планируют использовать низкопольные автобусы большой и средней вместимости, которые в обязательном порядке должны быть экологичными, безопасными и оснащаться системой климат-контроля. Среднеразмерные машины, удовлетворяющие указанным стандартам, уже успешно эксплуатируются на транспортных магистралях Москвы.

Полностью маршрутные такси не исчезнут, просто их количество уменьшится примерно до 500–700 машин, которые будут работать на линиях с узкими дорогами или с небольшой загруженностью.

В Москве активно создается единая маршрутная сеть частников и городских автобусов, которая сейчас оптимизируется. По словам руководителя департамента транспорта Максима Ликсутова, в ближайшее время исчезнут дублирующие маршруты, но появятся новые там, где их не хватает. Москвичи сами присылают свои предложения, которые тщательно анализируются. Организуются новые маршруты, появятся новые остановки. Главная цель — сделать так, чтобы от любого московского подъезда до ближайшей остановки общественного транспорта было не дальше 400 м.

Вместо привычных маршруток частные компании будут использовать низкопольные автобусы большой и средней вместимости
Цена на проезд у коммерсантов заметно снизится и будет полностью соответствовать ценам «Мосгортранса». Тарифы будут одинаковы, и москвичи смогут оплачивать проезд с помощью привычных проездных билетов. И очень важно, что у коммерческих перевозчиков будут действовать все льготы на проезд, которые сейчас не работают. Речь идет о 4,5 млн человек.

Новые автобусы внешне будут неотличимы от автобусов «Мосгортранса». В обязательном порядке они будут оснащаться системой контроля ГЛОНАСС. Чиновники будут строго следить за скоростным режимом и количеством ДТП у частников — нарушителей будут наказывать, вплоть до разрыва контракта.

Как и в случае других радикальных новшеств, например платной парковки, столичные власти и на этот раз опирались на международный опыт, в частности на европейский.

По утверждению Максима Ликсутова, сейчас весь наземный общественный транспорт перевозит 15 млн человек в сутки, глобальная задача столичных властей — к 2020 году увеличить этот показатель до 18 млн.

По данным городских властей, в прошлом году наземный общественный транспорт, куда входят автобусы, троллейбусы и трамваи, перевез в общей сложности свыше 1,5 млрд человек. На долю частных перевозчиков, использующих порядка 4,5 тыс. маршрутных такси, пришлось еще 0,43 млрд.

Власти Москвы хотят сделать проезд в общественном транспорте более комфортным
При этом работой частников власти категорически недовольны по многим причинам: маршрутки часто занимают целую полосу, причем в самых неудобных местах, например у станций метро, где подолгу стоят. Лишь 8 % подвижного состава частников адаптированы для инвалидов, 40 % не используют кондиционер и не соответствуют экологическим нормам.

Маршрутки часто оборудованы двигателями экологического уровня Евро-2 и ниже, в то время как у городских автобусов это Евро-5. Одной из главных проблем с маршрутками является безопасность. По данным департамента транспорта и связи Москвы, ежегодно на одну частную маршрутку приходится 0,21 ДТП, что в 3–4 раза выше, чем у подвижного состава «Мосгортанса». В среднем 86 из 100 тыс. пассажиров маршруток каждый год получают травмы в авариях. В городских автобусах этот показатель составляет 34 человека, троллейбусах — 22, трамваях — 23. Ежегодно в маршрутках в Москве погибает более 20 пассажиров, еще 200 человек попадают в больницы.

Согласно замыслу городских властей, по итогам внедрения новой модели доля частников — около 30 % — не должна сократиться.

Сегодня рынок частных перевозок на 80 % контролируют десять крупных компаний, с ними активно работает департамент транспорта и связи Москвы, проводятся консультации, и они сами поддерживают грядущие изменения. У перевозчиков сейчас есть обязанность только проходить техосмотр, никаких других требований или стандартов к ним нет. Никто толком не контролирует водителя, что происходит в салоне маршруток, у каждого перевозчика свои правила. Не говоря уже о том, что очень часто у этих перевозчиков неэффективная маршрутная сеть, где все заточено под получение прибыли.

Не собираются власти убирать с рынка и мелкие компании, им предоставят возможность работать в новых условиях. Приобретать автобусы смогут и они, для этого будут рганизованы небольшие лоты, в столице будут рады любым добросовестным перевозчикам.

Инвестиции в новую систему оцениваются в 10 млрд руб., которые до 2020 года будут потрачены на закупку нового подвижного состава, причем произведенного на территории Таможенного союза, речь идет примерно о 2100 автобусах. Еще 700 млн руб. потратят на оснащение нового транспорта системой ГЛОНАСС.

Для небольших частных компаний в условиях реформ сохранят возможность существования на рынке
Приобретать новую дорогостоящую технику компании смогут в лизинг, причем власти Москвы уже достигли соответствующих договоренностей с крупными финансовыми институтами. Первый конкурс на закупку 200 автобусов объявили в конце 2014 года, а на остальные 1900 — в первой половине 2015-го. Уже летом 2015 г. состоялся выход на маршрут первого перевозчика, все остальные автобусы приступили к работе на улицах столицы до начала нынешнего года.

Крупные частные перевозчики вполне удовлетворены реформой пассажирских перевозок в Москве. Во-первых, город гарантирует им оплату услуг, и поэтому легче будет получать кредиты в банках. Во-вторых, повсеместно будет введена система безналичной оплаты, что также сделает общественный транспорт более комфортным, в особенности для льготных категорий граждан.

В то же время и для небольших компаний будет сохранена возможность существования на рынке: даже те перевозчики, у которых автопарк составляет 10–15 машин, смогут претендовать на маленькие лоты.

Однако в средних и мелких транспортных компаниях к изменениям относятся с недоверием. Там опасаются, что введение новой модели управления пассажирскими перевозками в столице грозит небольшим фирмам закрытием. Сейчас в них работают примерно 40 тыс. человек, и есть предположение, что все они могут потерять работу.

В Москве создается единая маршрутная сеть частников и городских автобусов
Некоторые транспортники считают, что небольшие компании не смогут выжить в новых условиях: по предварительным оценкам, для того чтобы приобрести новые большие автобусы, понадобится минимум миллиард рублей. Такой кредит в нынешних экономических условиях не даст ни один банк. Тогда останется продать маршрутки и закрыть бизнес. Не исключено, что в результате в городе станет меньше автобусов, расцветут нелегальные перевозчики.

По мнению владельцев ряда частных компаний, реформа негативно отразится и на самих пассажирах. Они станут неинтересны перевозчику, ведь платить город будет за пройденные километры, а не за количество перевезенных людей. Автобусы начнут ходить «стаями», буквально перестанут открывать двери на остановках.

Как будет складываться обстановка в сфере маршрутных перевозок столицы, покажет будущее. Главное, чтобы пассажирам было комфортнее.
  • Источник: 5koleso.ru

Теги

Похожие материалы

  • Господдержка автопрома: льготный лизинг

    Минпромторг России продолжает поддерживать развитие отечественной автомобильной промышленности. В 2017 году министерство вновь запустило программу льготного лизинга для техники российских брендов, а со второго полугодия обновило условия,...

  • Hino планирует построить в подмосковье завод

    Власти Подмосковья намерены содействовать японской компании «Hino», которая собирается разместить производство грузовых автомобилей в регионе, сообщил губернатор Московской области Андрей Воробьев в понедельник. «Для нас большая...

  • Топ-10 самых продаваемых грузовиков российского рынка в сентябре

    Определен рейтинг самых популярных моделей грузовых автомобилей по итогам продаж за предыдущий месяц. По результатам исследования рынка новых грузовых автомобилей, проведенного аналитическим агентством « Автостат », было выявлено, что...

  • Главные новинки и премьеры КомТранс-2017

    Рынок коммерческого транспорта в России на подъеме. Это не могло не найти своего отражения в экспозициях международной выставки Comtrans 2017. Отложенный в кризис спрос, подъем в экономике сподвигнули производителей подвижного состава...

  • КамАЗ откладывает внедрение автопилота

    Грузовые автомобили с системой активной безопасности ADAS выйдут на рынок на два-три года позже, чем планировалось ранее. Система активной безопасности ADAS способна следить за дорожной разметкой, требованиями дорожных знаков, умеет...

  • Первые грузовики на заводе Hino Motors в России выпустят во второй половине 2019 года

    Строительство завода японской автомобильной компании в Подмосковье стартует весной 2018 года Администрация Подмосковья выразила уверенность в том, что весной 2018 года на территории региона стартует строительство автомобильного завода...