В этом году крупнейший ралли-рейд планеты «Дакар», давно проходящий в Южной Америке, отмечал свой сорокалетний юбилей. В России к гонке был интерес особый, потому что за призовые места в ней нынче боролись сразу две «наши» команды — знаменитейший «КАМАЗ-мастер» и белорусский «МАЗ-Спорт-Авто». Вдобавок «синяя армада» тоже отмечала юбилей — тридцатилетие со дня ее основания.


Как обычно, маршрут общей длиной почти 9000 км, из которых половина приходились на спецучастки, проходил по территории трех стран: Перу, Боливии и Аргентины. И, разумеется, изобиловал различными трудностями и бросал вызов мужеству, подготовке и опыту участников.

7 января «Дакар» стартовал в столице Перу Лиме. В нем приняли участие 42 грузовых экипажа. За призовые места собрались бороться все ведущие мировые команды.

Главными претендентами на фигурки бедуинов, конечно, были наши четыре экипажа в следующем составе (пилот — штурман — механик): Эдуард Николаев — Евгений Яковлев — Владимир Рыбаков; Айрат Мардеев — Айдар Беляев — Дмитрий Свистунов; Дмитрий Сотников — Руслан Ахмадеев — Ильнур Мустафин; Антон Шибалов — Дмитрий Никитин — Иван Романов.

Все машины прошли глубокую модернизацию и были опробованы на «Шелковом пути». Основное отличие от предыдущих версий — новые моторы. Лишь на одном грузовике, боевой техничке, остался известный экспериментальный 16‑литровый Liebherr D9508. Теперь камазовцы остановились на глубоко доработанных 13‑литровых рядных «шестерках» Cummins ISZ мощностью около 980 л. с. и максимальным крутящим моментом 4300 Нм. Дело в том, что со следующего года именно такой объем является максимальным по правилам рейда. Также для достижения максимального результата было решено отказаться от участия в гонке «экспериментальных» машин — капотного и газомоторного.

Белорусы отправили на гонку три экипажа. Лидером команды, как всегда, был Сергей Вязович со штурманом Павлом Гараниным и механиком Андреем Жигулиным. Второй автомобиль вел Александр Василевский. Третьим управлял Алексей Вишневский. Его единственная машина была оснащена V-образным 16‑литровым тутаевским дизелем, доработанным в Минске. Остальные две машины имели 13‑литровые двигатели Gyrtech, собранные чешской компанией PowerTech Systems на основе агрегата Caterpillar. Их мощность составляет 930 л. с., а крутящий момент — 4200 Нм. При этом машины стали легче на 300 кг. Кроме того, в них были установлены новые рулевые механизмы, светодиодные фонари и система кондиционирования, усовершенствована подвеска и трансмиссия. Команда также вернулась к использованию алюминиевых топливных баков.
На протяжении всего ралли присутствовала жесткая конкуренция
Забегая вперед, надо сказать, что чешский двигатель удивил команду непредсказуемым расходом топлива. «Расход в Перу был огромен — 200 вместо обычных 160 литров на сотню. А в Боливии у нас почему-то оставалось чуть ли не по полбака со спецучастка: на твердом грунте расход удивительным образом уменьшился до 120 литров на сотню», — рассказывали об этом пилоты.
Главный возмутитель спокойствия — аргентинец Федерико Вильягра
Соперниками наших спортсменов были извечные конкуренты — Алеш Лопрайс на «Татре», Тон ван Генугтен и Артур Ардавичус на Iveco, Мартин ван дер Бринк на Renault. Но особую озабоченность вызывал аргентинец Федерико Вильягра. Этот опытнейший гонщик по прозвищу «Койот», завоевавший семь побед в местных чемпионатах, разумеется, был готов к местным условиям лучше прочих и серьезно претендовал на победу.
Коллеги из Беларуси добились существенных результатов — 2‑е место
Юбилейный «Дакар» удивлял пилотов и болельщиков сложностями, с которыми сталкивались в нынешнем году участники этого марафона. В грузовом зачете происходила настоящая битва с самого начала. Из 42 машин, стартовавших в Лиме, на старт пятого спецучастка вышло лишь 20 автомобилей — более половины участников сошли с дистанции, многие из оставшихся имели штрафное время. Все разговоры на бивуаке были о непривычном уровне сложности нынешнего рейда и количестве сходов. Предыдущие гонки проходили гораздо спокойнее: если во время марафона из первой десятки хоть один грузовик «ложился на крышу», это было событием и сенсацией. В этом году перевороты происходили практически каждый день. Так, 10 января утром экипаж Эдуарда Николаева упал на бок в песках. К тому времени успели полежать на боку грузовики Сергея Вязовича, Тона ван Генугтена, Айрата Мардеева, Артура Ардавичуса. Накануне опрокинул свой грузовик Алеш Лопрайс, да так, что вовсе сошел с дистанции.
Машины с капотной компоновкой по-прежнему в чести
Гонка уже перевалила за экватор, а вся первая десятка расположилась по результатам практически в 10 минутах; такого не было никогда. Боливия преподнесла неприятные сюрпризы: размытые дороги, ливневые дожди, тяжелые переправы через реки вброд. В связи с погодными условиями даже отменили девятый спецучасток. Драматизм накапливался: из-за удара камня у машины Николаева погнулся карданный вал. В результате на первое место вышел Федерико Вильягра. Надо сказать, что организаторы аргентинцу явно создавали «тепличные» условия: не учли 10‑минутный штраф по жалобе Петранселя, не обратили внимание на его дозаправку на спецучастке.
Нынешний Дакар на редкость изобиловал перевертышами
Последние дни не ослабили страстей: русла рек со сложной навигацией, невысокие, но дюны, феш-феш, камни и триал. Для участников это было последней возможностью использовать бездорожье, чтобы как-то изменить свое положение в таблице генеральной классификации. Ведь последние два дня гонки по ровным, как стол, пампасам представляли собой стремительные раллийные прямики, где все участники были одинаково быстрыми и отыграть время было уже практически невозможно.

Между тем драматизм и накал борьбы в грузовом зачете нарастал: за два дня до финиша экипаж Николаева и Вильягры разделяла… 1 секунда.
Алеш Лопрайс на «Татре» на этот раз не смог пробиться в десятку
Не зря «Дакар» известен непредсказуемостью и необходимостью везения. Именно его не хватило Федерико Вильягре — в предпоследнее утро на 79‑м километре трассы аргентинец потерял около сорока минут из-за проблем с коробкой передач, а к концу дня и вовсе сошел. Правда, одновременно и на машине Николаева вышло из строя сцепление, а ремонт на точке сервиса в силу сложности и трудоемкости был невозможен. В результате пилоту пришлось «тянуть» до финиша, стараясь как можно меньше переключать передачи.

Как следствие, МАЗ Вязовича поднялся на вторую строчку классификации, а Мардеев — на третью строчку в генеральной классификации. Остальные участники пелетона шли по-прежнему очень плотно. Всего лишь на 3 минуты отставал от Мардеева Тон ван Генугтен, на 16 минут Артур Ардавичус.

В результате из 44 стартовавших в Лиме грузовиков до финиша добрались лишь 24 экипажа. В других классах борьба была не менее острой — в мотозачете 139 стартовавших, но финишировало всего 85; из 49 квадроциклов до финиша дошли только 32; из 92 внедорожников посчастливилось оказаться на финише в Кордобе 43 машинам.
Победители «Дакара — 2018»: экипаж в составе Эдуарда Николаева, Евгения Яковлева и Владимира Рыбакова
  • Источник: 5koleso.ru

Теги

Похожие материалы

  • Маршрут юбилейного ралли-марафона «Дакар-2018»

    Компания Amaury Sport Organisation, являющаяся организатором самого сложного и опасного ралли-рейда планеты – «Дакар» – официально объявила маршрут соревнования на 2018 год. Как рассказали организаторы гонки, всего в следующем году...

  • КАМАЗ-Мастер шокировал всех на Дакаре-2018

    Видео обгона гоночным КАМАЗом соперника на внедорожнике облетело сеть. Однако многие приняли показатели курса за скорость в 208 км/ч. Как было на самом деле. Во всем мире прекрасно знают команду КАМАЗ-Мастер — заводскую команду КАМАЗ,...

  • ДАКАР-2018: «Не думай о секундах свысока…»

    18 января, Сан Хуан В меню 13-го дня Дакара-2018 два похожих на вчерашний спецучастка, один длиной 288 километров и второй в 234 километра, и 88 километров «нейтрализации» между ними. Русла рек, в них местами сложная навигация, немного...