Сухие строчки из «Википедии» говорят нам, что «Платон» — российская система взимания платы с грузовиков, имеющих разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн.
Название «Платон» — сокращение словосочетания «плата за тонны»
Но что стоит за этим названием?
Команда Truckunity.ru решила разобраться, как устроен «Платон»
Для большинства людей система «Платон» известна по вот таким рамкам, появившимся на дорогах России. Их основная задача — контроль над грузовиками. Видеокамера считывает номер и отправляет данные в ЦОД(центр обработки данных), где происходит сверка данных о машине (есть ли денежные средства на расчетном счете, с которого списываются деньги за фактически пройденное расстояние по федеральным трассам, определяемое с помощью бортового устройства, или есть ли оплаченная маршрутная карта и соответствует ли заявленный маршрут текущему положению грузовика и так далее).
На сегодняшний день установлено 20 рамок, а к концу 2017 года по всей стране будет работать 481 рамка.
Процесс установки рамки
Кроме рамок на дорогах теперь можно встретить вот такие веселые автомобили, которые называют «Комплексом мобильного контроля».
Их задача схожа с задачей рамок — отслеживание передвижения грузовиков. Но только такой комплекс может перемещаться, отслеживая возможные ухищрения водителей грузовиков (например, оплату не всего маршрута, а только того участка, где установлена рамка).
Всего дороги будут патрулировать свыше 100 автомобилей «мобильного контроля».
Все данные в зашифрованном виде передаются в системе по собственным закрытым защищенным каналам, в которые невозможно проникнуть извне. Таким образом, «Платон» — еще и огромная инфраструктура с множеством проводов, каналов связи, датчиками и гигабайтами информации.
На этом простой смертный заканчивает свои контакты с системой «Платон» (водители грузовиков еще периодически заглядывают в офис обслуживания пользователей, чтоб получить устройства, пополнить счет или решить какой-то вопрос). Кстати, есть два способа внесения платы: оформление маршрутной карты или установка бортового устройства. Перевозчик сам выбирает — как ему удобнее. Например, кто-то предпочитает маршрутные карты. Их можно оформить и оплатить на сайте или через мобильное приложение на конкретные даты и маршрут. В этом случае не нужно следить за балансом лицевого счета — сел и поехал. Немаловажно, что маршрутную карту можно отменить в течение месяца с даты начала поездки. Это удобно, так как если маршрут длинный — можно сделать несколько карт на простые и короткие отрезки и отменить часть из них, если вдруг где-то по дороге появился выгодный заказ, который можно захватить.
А можно сразу оформить длинный маршрут — карта позволяет устанавливать до 10 промежуточных точек.
Те, кто пользуется бортовыми устройствами, могут не привязываться к определенному маршруту, а руководствоваться принципом «сел и поехал». Во время поездки устройство автоматически определяет местоположение и списывает деньги с лицевого счета за фактически пройденный километраж. Главное, чтобы там был положительный баланс.
Но все это — лишь маленькая часть большого проекта.
Представьте себе масштаб — 1,7 млн российских грузовиков массой более 12 тонн, около миллиона из которых реально передвигаются по федеральным трассам, и еще 400 тысяч транзитных машин иностранных перевозчиков. Вся эта огромная «движущаяся масса» перемещается по дорогам страны с разной скоростью и в разных направлениях одновременно.
Данные об их передвижении нужно получать и обрабатывать в режиме реального времени. Обрабатывать четко и без ошибок, чтобы водители могли спокойно заниматься своей работой.
Для этого в Твери был организован Центр мониторинга и управления — огромный ЦОД, куда стекается вся информация от бортовых устройств, рамок, офисов продаж, терминалов самообслуживания, сайта и центров мобильного контроля.
Вот эти серверы собирают и анализируют необъятное количество данных. Надежность ЦОД — сертификат отказоустойчивости Tier III Uptime (в России всего 16 ЦОД такого уровня, а этот вообще единственный в собственности государства).
Резервный ЦОД, готовый в любую минуту прийти на подмогу тверскому, находится в Самаре.
За работой системы и нагрузками следят операторы, которые видят работу каждого элемента.
Общая картина выводится на красивую карту (прямо как в Центре управления полетами).
Еще у ЦОД есть собственный центр безопасности.
Данные о перемещениях миллионов грузовиков — большая ценность и ответственность
Все данные в центре обрабатываются в автоматическом режиме. Система умеет распознавать номера, тип транспортного средства и производит сверку с базой данных. В редких случаях (например, если у водителя очень грязный номер) может возникнуть необходимость ручной перепроверки данных. Для этого есть специальные люди-операторы, которые могут проверить информацию.
Ну и самая интересная часть системы «Платон» — бортовые устройства, которые, что примечательно, производят не в Китае, а в Санкт-Петербурге.
Бортовое устройство выдается водителям бесплатно и регистрируется для конкретного автомобиля. На все приборы есть гарантия. Дальше устройство крепится на лобовое стекло, как навигатор, определяет геоданные по спутникам, фиксируя весь путь автомобиля, и по каналам сотовой связи отправляет данные в Центр обработки данных (ЦОД). Ни с кем не нужно согласовывать свой маршрут.
Производством бортовых устройств занимается в Петербурге компания «ЦентрСвязьИнформ». Уже 20 лет они занимаются разработкой, производством и поставкой электронного оборудования. Бортовое устройство было разработано специально по заказу «РТ-Инвест Транспортные системы» (РТИТС). Называется оно незатейливо: бортовое устройство БУ 1201.
На устройстве установлена защита от попыток вскрыть корпус или внести какие-то изменения в работу прибора. Все попытки сразу отправляются на сервер. Бортовые устройства оснащены сим-картами «Мегафон» (данные отправляются в ЦОД по каналам сотовой связи) и системой криптозащиты (с лицензией ФСБ).
В Петербурге находится полный цикл производства бортовых устройств, тут они и изготавливаются, и тестируются.
Все детали проходят так называемый входной контроль. Это проверка, которая показывает, соответствуют ли они стандартам для производства. Далее происходит сушка плат при температуре около 100 градусов (чтобы в них не осталось никакой влаги), а затем на них наносят паяльную пасту и необходимые элементы (всего их порядка 300).
Под увеличительным стеклом можно посмотреть, всё ли правильно сделано.
Затем плата запекается в печи, идёт процесс оплавления.
Далее детали проходят автоматическую оптическую инспекцию — плата фотографируется со всех сторон и проверяется правильность сборки. То, что компьютер посчитал допустимым, операторы еще дополнительно проверяют сами.
Дальше плата попадает на участок игольчатого стенда. Здесь с помощью специальных иголочек происходит заливка программного обеспечения, а потом процедура проверки. Первая проверка осуществляется в динамике — имитируется движение машины и сигнал спутника. Расхождения между реальным расстоянием и показаниями бортового устройства не должны превышать 10-15 метров. Следующая проверка — в статике. На крыше здания есть антенна, она привязана к геоданным. Сигнал поступает в помещение, и координаты, которые считывает устройство, должны ему соответствовать.
Дальше попадаем на участок сборки. Здесь наша плата, самая важная деталь устройства, обретает свой домик в виде корпуса и аккумулятор. Линия производства работает в три смены, без остановки. В сутки на игольчатом стенде прошиваются примерно 5 тысяч устройств.
«ЦентрСвязьИнформ» уже произвела несколько сотен тысяч экземпляров бортовых устройств в 2015 году и будут наращивать производство в 2016-м.
«Мы старались, чтобы устройство было удобно для использования», — говорит Алексей Перегудов, директор филиала компании «ЦентрСвязьИнформ» в Санкт-Петербурге.
Итак, что же такое «Платон»?
- Центр управления и мониторинга.
- Центр обработки данных.
- 138 центров информационной поддержки пользователей.
- Кол-центр 24/7 (на русском и английском языках).
- Современный интернет-сайт, на котором можно решить большинство вопросов (например, быстро оформить маршрутную карту и сразу ее оплатить. Маршруты можно строить самые сложные, с 10 промежуточными точками).
- Удобное мобильное приложение.
- Геоинформационная система и автоматизированная система расчетов.
- Система мобильного контроля (100 автомобилей со специальным оборудованием).
- Рамные конструкции системы стационарного контроля с навесным оборудованием над полотном федеральной дороги (481 штука).
- Бортовые устройства, которые устанавливаются в миллионы грузовиков и производятся в Санкт-Петербурге.
- Терминалы самообслуживания (собственные) и возможность провести оплату через сеть Qiwi.
- Прием платежей наличными, через банковскую карту или банковским переводом.
- Множество интересной статистики, которую получает государство от системы на основе точных данных о маршрутах — например о грузоперевозках и их объемах, о загрузке конкретных дорог.
И все это работает в режиме реального времени 24 часа в сутки 7 дней в неделю. С момента запуска системой «Платон» было собрано в Дорожный фонд более 2,211 млрд руб. Пользователи оформили 2,663 млн маршрутных карт, сообщается в пресс-релизе компании-оператора «РТ-Инвест Транспортные системы».
Получается, что «Платон» — это такой «скромный» ИТ-стартап в масштабах всей страны. Рабочие места, огромное количество полезных данных и, как мы надеемся, новые возможности для развития (в том числе и дорог). По крайней мере — хочется в это верить.