Мошенники всегда пытаются найти новые способы обмануть законопослушных граждан и организации. Зачастую не важно, сколько средств и усилий вкладывается в организацию системы защиты от мошенничества; решающую роль играет, если можно так выразиться, экономическая обоснованность проворачивать аферу. В соревновании меча и щита часто победа всё-таки достаётся мечу. Меры по предотвращению мошеннических действий совершенствуются, но и аферисты не стоят на месте.




Применительно к грузоперевозкам можно выделить три основных “направления” или “отрасли” мошенничества.

Пропажа (кража) груза

Очень распространённый вид мошенничества в грузоперевозках. Для осуществления кражи (хищения) груза мошенникам зачастую не надо совершать никаких сложных действий, например, подделывать государственные регистрационные номера транспортных средств или “перебивать” VIN-код. Учитывая слабый уровень подготовки сотрудников и руководителей диспетчерских компаний, через которые осуществляется большое количество перевозок грузов, их желание получить как можно больше денег за свои услуги по поиску транспорта, а также фактическое отсутствие ответственности за украденный груз, становится понятно, что грузовладельцы никак не защищены от профессиональных мошенников.

Ложную уверенность может дать наличие у посредника так называемой “службы безопасности”, которая выполняет проверку перевозчиков, транспортных средств и водителей. К сожалению, все проверки, которые выполняются подобными структурами, не могут дать гарантии того, что груз не будет украден, по ряду различных причин. Вероятно, не следует пояснять, что расходы на безопасность напрямую влияют на её уровень и не могут превышать размеров прибыли. Поиск в интернете стоимости услуг профессиональных детективных агентств даст понимание, сколько должна стоить проверка безопасности организации-перевозчика, которая обеспечивает более-менее приемлемые гарантии.

Если вы являетесь грузовладельцем или экспедитором и у вас украли груз, следует незамедлительно обратиться к транспортному юристу для получения квалифицированной консультации. Необходимо понимать, что ваша задача не состоит в том, чтобы поймать и наказать преступников — этим должны заниматься компетентные органы, а ваша задача минимизировать свои убытки, причинённые кражей груза. Для этого необходимо определить перечень мероприятий по защите ваших имущественных интересов, составить необходимые уведомления и документы, обратиться в правоохранительные органы с заявлением о хищении груза.

При обращении в полицию следует учитывать, что если вы не являетесь титульным владельцем груза, ваше заявление не будет служить основанием для возбуждения уголовного дела.

Неоплата перевозки

Основной причиной неоплаты выполненных перевозок служит патологическое нежелание перевозчиков отстаивать свои права в судах. Те перевозчики, которые решаются обратиться к юристу для представления их интересов в суде, часто сталкиваются с проблемой, вызванной сложившимся стереотипом поведения перевозчика, при котором считается, что требовать от диспетчера предоставления документов, подтверждающих его платёжеспособность, наличие у лица, подписывающего документы, соответствующих полномочий, ему нельзя.

Последствия неоплаты выполненной перевозки для перевозчика и диспетчера сильно разнятся. Если диспетчер просто недополучает прибыль, на которую рассчитывал, то перевозчик, помимо недополученного дохода, несёт прямые убытки, связанные с необходимостью покупки топлива, выплаты заработной платы водителю, амортизацией и другими статьями расходов.

Наиболее кардинальным методом защиты перевозчиков от неоплаты является полный отказ перевозить грузы с отсрочкой платежа. Несмотря на кажущуюся на первый взгляд невозможность, это вполне осуществимая мера. Сложившаяся практика, при которой перевозчик везёт груз, затрачивая на перевозку чужого груза свои деньги, после чего ждёт и выпрашивает честно заработанное, абсолютно нелогична. Создание ассоциаций и объединений перевозчиков поможет уменьшить количество неоплат или искоренить их.

Взыскать оплату за выполненные перевозки, при наличии необходимых документов, обычно не вызывает сложностей, намного сложнее получить с должника свои деньги. Дело в том, что большинство диспетчеров, которые должны оплачивать перевозчику оказанные услуги, имеют организационно-правовую форму общества с ограниченной ответственностью, размер ответственности которого ограничивается уставным капиталом и принадлежащим им имуществом (пункт 1 статьи 3 Федерального закона от 8 февраля 1998 года № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). Цена всего имущества таких организаций зачастую меньше, чем стоимость перевозки.

К сожалению, среди перевозчиков бытует заблуждение о том, что при массовой неоплате перевозок можно обратиться в полицию или прокуратуру для возбуждения в отношении должника уголовного дела по ст. 159 «Мошенничество» Уголовного кодекса РФ. Обратиться, безусловно, можно, но пока в действиях должника не будет усматриваться преступный умысел (заключить договоры на оказание услуг, получить деньги за их исполнение и присвоить их себе), уголовное дело возбуждено не будет. Кредиторам (перевозчикам) будет предложено обратиться в суд для взыскания провозной платы за выполненные перевозки. Обращение в полицию будет целесообразно после признания должника (диспетчера) банкротом — в этом случае арбитражный управляющий сможет проанализировать произведённые ранее банковские операции и установить лицо (или группу лиц), которые присваивали себе деньги, предназначавшиеся для перевозчиков.

При неоплате выполненной перевозки оптимальным способом получения своих денег является обращение к квалифицированному юристу, который профессионально занимается взысканием провозной платы и разбирается во всех тонкостях таких исков. Важно не затягивать с подачей искового заявления в суд, так как при наличии движения денежных средств по счетам организации шансы получить свои заработанные деньги за перевозки возрастают в разы.

Исчезновение перевозчика с предоплатой

Несмотря на то, что большинство грузоперевозок выполняются с отсрочкой оплаты, некоторые поездки оплачиваются грузовладельцем или экспедитором полностью или частично авансом, особенно это касается перевозок на дальние расстояния или поездок по цене ощутимо ниже сложившейся на рынке грузоперевозок в данный период времени. Перевозчик или диспетчер, выдающий себя за перевозчика для грузовладельца или экспедитора, получает предоплату и исчезает, груз остаётся у грузоотправителя, а “перевозчик” перестаёт отвечать на звонки.

В большинстве случаев такой неприятности можно избежать, руководствуясь следующими несложными правилами:
  • не доверять перевозку груза с предоплатой незнакомым перевозчикам или диспетчерам;
  • в идеале работать по предоплате с реальным перевозчиком, с которым имеется подписанный договор в подлиннике, в отношении которого известны все сведения, которые могут понадобиться для обращения в суд при возникновении непредвиденных обстоятельств;
  • производить предоплату после загрузки транспортного средства;
  • Также можно обезопасить себя с помощью сервиса безопасных сделок.
Если всё-таки перевозчик или диспетчер пропал после получения предоплаты, следует проанализировать ситуацию, оценить шансы на возврат неосновательного обогащения, после чего принять решение относительно целесообразности взыскания перечисленной предоплаты за невыполненную перевозку.

Защита от мошенничества в грузоперевозках

Защита от любого мошенничества должна быть комплексной. Грузоперевозки, как сфера предпринимательской деятельности, не является исключением. Чтобы защититься от мошенников, специализирующихся на грузовых автоперевозках, следует внимательно относиться с заключаемым договорам, тщательно проверять своих контрагентов, запрашивать у них хотя бы минимально необходимый комплект документов.

Теги

Похожие материалы

  • ПОСЛЕДСТВИЯ ПЬЯНОГО ВОЖДЕНИЯ

    Еще несколько лет назад количество штрафов за вождение автомобиля в пьяном виде в России было примерно равным нарушению скоростного режима. Это была первая причина гибели на дорогах, а водители продолжали нести небольшие наказания за свои...

  • ПЕРЕВОЗКА ГРУЗОВ ЧЕРЕЗ ГРАНИЦУ

    Для того чтобы перевезти груз через границу, необходимо пройти определенный порядок регистрации в качестве объекта внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Обычно эту процедуру проходят юридические лица еще на стадии создания предприятия....