«КАМАЗ-Арктика» станет первым российским «альфамобилем», заявляют создатели этого уникального транспортного средства. О чем речь? Супервездеход способен возглавить колонну других машин и провести ее за собой по любым дорогам и бездорожью Крайнего Севера, как атомный ледокол торговые суда по Северному морскому пути. О невероятных способностях новинки изданию «Вести КАМАЗа» рассказал главный конструктор инновационных автомобилей Сергей Назаренко.




Впервые автомобиль «КАМАЗ-Арктика» был показан в конце 2017 года на выставке «Вузпромэкспо» в Москве. Гигантский синий вездеход произвел фурор и вызвал множество вопросов: абсолютно новое для Камского автозавода направление — вездеходное транспортное средство (ВТС) под брендом КАМАЗ и видом, и функционалом сильно отличается от других перспективных разработок предприятия.

Супервездеход создавался в рамках программы «Социально-экономическое развитие Арктической зоны Российской Федерации на период до 2020 года». Для ее реализации потребовалась машина — мощный грузовой снегоболотоход — способная помочь первопроходцам и исследователям, разработчикам недр, а также медикам и МЧС.

КАМАЗ разделил расходы на разработку «Арктики» с Министерством образования России: к разработке уникального снегоболотохода были привлечены два вуза — МГТУ им.Баумана и Московский политех (в который вошел МАМИ).

«Это абсолютно новая разработка с точки зрения конструкции — таких машин КАМАЗ никогда прежде не создавал, — рассказал главный конструктор инновационных автомобилей НТЦ ПАО „КАМАЗ“ Сергей Назаренко. — По проекту „КАМАЗ-Арктика“ перед нами была поставлена разработать и изготовить в 2017-2018 годах два автомобиля: один с колесной формулой 6х6, второй — 8х8. Первый вариант уже воплощен в металле — он был представлен на выставке в Москве. „Арктика“ 4х4 оснащена классическим камазовским V8 и механической коробкой передач. Машина будет сертифицирована как снегоболотоход. Максимальная скорость — не более 50 километров в час».


Для успешной работы в районах Крайнего Севера и Арктики автомобиль должен функционировать при температурах -50-60°C и передвигаться при полном бездорожье: как на снегу, так и в условиях слабонесущих грунтов, в весеннюю распутицу, работать на зимниках. Ключевая особенность вездехода «КАМАЗ-Арктика» — «ломающаяся» рама: машина поворачивает не за счет колес, а за счет перемещения друг относительно друга шарнирно-сочлененных полурам.

«Такое решение было вызвано габаритами колес: они у вездехода очень широкие и не давали достаточного ресурса для поворота», — объясняет Сергей Назаренко.

Особые сверхширокие шины — еще одна особенность вездехода «КАМАЗ-Арктики». С их помощью решается проблема проходимости в особых климатических условиях и на нестабильных грунтах: заболоченных территориях, тундре, фирновых снегах (плотный крупнозернистый снег). Шины могут быть двух размеров — шириной более 1000 мм (версия «негабарит») и 700 мм (версия «габарит).

Вариант „габарит“ позволяет машине уложиться в разрешенные ПДД параметры, чтобы передвигаться по дорогам общего пользования. Вариант „негабарит“ с шинами метровой ширины предназначен для передвижения на грунтах с низкой несущей способностью.

»Благодаря шинам, а также большому клиренсу (677 мм) «КАМАЗ-Арктика» может играть роль «альфамобиля» — транспортного средства, которое способно возглавить и провести за собой колонну других машин, в том числе обычных грузовиков", — добавляет конструктор. Кстати, вездеход и сам может перевозить различные грузы в своем кузове. Грузоподъемность «Арктики» с колесной формулой 6х6 составляет 13 тонн.


А еще вездеход «КАМАЗ-Арктика» оснащен жилым модулем, в котором можно жить или ждать помощи в самых суровых климатических условиях как минимум трое суток.

«Минимум — трое, а скорее неделю и больше, — уточняет Сергей Назаренко. — Модуль — это полноценное жилое пространство. В нем есть спальные места, душ и туалет, микроволновая печь, подогреватель, запас воды, умывальник, холодильник, ТВ, спутниковый телефон, варочная панель, электрогенератор».


Дополнительно в жилом модуле предусмотрены кондиционеры, которые могут изолировать его обитателей от северного «зверя»: мошкары, комаров, гнуса. Попасть в жилой модуль можно по раскладной лестнице. Дизайн жилого модуля выполнен СКБ-МАМИ.

Сергей Назаренко осведомлен о том, что в России ведутся и другие разработки по теме вездеходов для арктических регионов, но уверен в конкурентоспособности своего детища: «Наш проект отличается такими ключевыми преимуществами, как жизнестойкость конструкции и высокие тягово-динамические качества автомобиля».

В настоящее время «КАМАЗ-Арктика» с колесной формулой 6х6 находится в Набережных Челнах: проводятся испытательные заезды на территории НТЦ. В первой половине предстоящего лета вездеход еще появится на некоторых выставках, а затем отправится в холодные районы страны. Место для испытаний пока обсуждается: выбор стоит между Якутией и Ямалом.

Что касается второго вездехода «КАМАЗ-Арктика» с колесной формулой 8х8, то он будет оснащен не только новейшим силовым агрегатом проекта «Тибет» (рядная «шестерка») и автоматической КПП, но также перспективной кабиной К5! И такая машина должна появиться уже в конце 2018 года.

Теги

Похожие материалы

  • КАМАЗ-Арктика готов покорять просторы крайнего Севера

    КАМАЗ снова на высоте и удивляет свежестью мысли в классе экстремальных грузовиков и вездеходов. Этот грузовой исполин на фото — прототип арктического вездехода «КАМАЗ-Арктика» на шинах низкого давления. Изначально автомобиль...

  • Старт серийного производства тягача 5490 Neo

    Крупнейший российский производитель грузовых машин начал сборку первой серийной партии обновлённых магистральных тягачей. Челнинский автогигант начал серийный выпуск КАМАЗ-5490 Neo. Предположительно в течение апреля с конвейера сойдёт...

  • КамАЗ 5320

    КамАЗ-5320 — советский и российский трёхосный бортовой грузовой автомобиль-тягач с колёсной формулой 6×4, выпускавшийся Камским автомобильным заводом (КамАЗ) с 1976 г. по 2000 г. Стал первой по счёту моделью автомобиля под маркой КамАЗ....

  • КАМАЗ 65201

    Конструкция автомобиля, все основные узлы, агрегаты системы — разработана с учетом использования техники для перевозок тяжелых грузов. Ведущие мосты с центральной главной передачей и колесными редукторами надежны и долговечны даже в условиях...

  • Электробус КАМАЗ-6282 продолжает новые тесты

    Испытывать возможности российского автобуса с электродвигателем будет компания «Ленинградская АЭС-Авто». Производитель адаптировал низкопольный электробус КАМАЗ-6282 второго поколения для маломобильных пассажиров, оснастил его...

  • КамАЗ планирует выпустить беспилотный магистральный тягач к 2022 году

    Стало известно, что концерн «КамАЗ» планирует выпустить новый беспилотный магистральный тягач на российский рынок в период с 2022 по 2024 годы. Примечательно, что речь идет о модели, которая предназначена для поездок по междугородным...